Организационно-правовая модель реализации услуг (мероприятий по реализации услуг)
В Мурманской области служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, создается на базе государственного областного бюджетного учреждения Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее - ГОБУ МО ЦППМС-помощи, Учреждение) в качестве необособленного структурного подразделения.
Организационная модель мероприятий по реализации услуг предусматривает партнерское взаимодействие равноправных структурных единиц, где каждый участник имеет свои ресурсы, дополняющие друг друга, что обеспечит качество предоставления услуг.
Внутренняя сеть организационной модели включает в себя, помимо Учреждения, службы ранней помощи и консультационные центры на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций, территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, ресурсные учебно-методические центры на базе государственных областных коррекционных организаций, службы сопровождения замещающих семей и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, данная модель позволяет обеспечить территориальную доступность предоставления услуг, необходимое число квалифицированных специалистов, гибкое перераспределение имеющихся ресурсов с учетом запросов потребителей услуг.
Мероприятия по реализации услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, внутри модели осуществляются на основе соглашений о реализации модели с муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, договоров о сотрудничестве с руководителями дошкольных образовательных организаций, гражданско-правовых договоров с привлекаемыми специалистами.
В организационно-правовой модели Служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) ребенка создается на базе государственного областного бюджетного учреждения Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее - ГОБУ МО ЦППМС-помощи) в качестве не обособленного структурного подразделения. ГОБУ МО ЦППМС-помощи был создан в 2002 году как областная психолого-медико-педагогическая комиссия. На сегодняшний день - это базовый ресурсный центр практической психологии в системе образования Мурманской области. За годы функционирования основными показателями развития учреждения стали:
- увеличение охвата детей различных категорий услугами ГОБУ МО ЦППМС-помощи;
- расширение спектра и объема услуг;
- повышение мобильности и доступности психолого-педагогической, методической, консультативной помощи;
- увеличение различных направлений методического сопровождения специалистов психологических служб образовательных организаций Мурманской области;
- развитие сети социального партнерства и повышение позитивного имиджа учреждения.
Структура учреждения определена уставными задачами и отражена в представленной схеме.
Деятельность структурных подразделений регламентируется соответствующими положениями.
Целевую группу потребителей государственных услуг составляют:
- дети в возрасте от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети и подростки с девиантным поведением, несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом;
Учреждение обладает высококвалифицированными педагогическими кадрами; достаточной материально-технической базой; телекоммуникационными средствами; транспортными ресурсами для организации выездных консультаций, а также оказания своевременной мобильной помощи гражданам независимо от места проживания.
Качество кадровой обеспеченности.
Штатная численность педагогических работников составляет 19 человек, из них: педагоги-психологи - 11, учителя-логопеды - 2, учителя-дефектологи - 2, социальные педагоги - 4. Кадровый состав учреждения стабилен. Высшее профессиональное образование имеют 100% работников (2 чел. закончили магистратуру). Высшую и первую квалификационные категории имеют 15 чел. (79%). Почетной грамотой Министерства образования РФ награждены - 2 чел., звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» - 1чел, «Отличник народного просвещения» - 1чел, Благодарственное письмо Губернатора Мурманской области - 1 чел. В полной мере обеспечивается законодательное право педагогов в прохождении курсов повышения квалификации. Ежегодный показатель по данному направлению составляет 85- 90%. Активно используется как очная, так и дистанционная формы обучения. Чаще всего обучение педагоги проходят на базе ГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет», институт практической психологии «Иматон», ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства». Педагогические работники отвечают квалификационным требованиям по занимаемой должности, что позволяет обеспечивать квалифицированное оказание помощи получателям услуг.
С целью обобщения и распространения педагогического опыта по психолого-педагогическому сопровождению различных категорий детей и их семей специалисты ГОБУ МО ЦППМС-помощи ежегодно публикуют до 60 материалов в различных изданиях и интернет-порталах. Наиболее значимые издания:
- сборники материалов по итогам Международных и Всероссийских научно-практических конференции;
- Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. - М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России»;
- Ассоциация педагогов России «АПРель»;
- Всероссийский образовательный портал «Просвещение»;
- Международный образовательный интернет-проект «ИнфоУрок»;
- Всероссийский образовательный портал «Знанио»;
- Электронное педагогическое издание «Педагогический мир».
Ежегодно педагогические работники принимают участие в профессиональных конкурсах, педагогических олимпиадах различного уровня, становятся победителями и призерами (до 90 конкурсов в год). Наиболее значимые из них:
-Национальная премия в области образования «Элита Российского образования» «Качественное образование - будущее России» (результат: золотая медаль победителя в номинации «Лучшее учреждение образования» 2012г.
-Международный командный конкурс «Методическое объединение: творческий отчет педагогов» (результат: дипломы I степени - МО педагогов-психологов, II степени - МО учителей-дефектологов и логопедов).
-Международный конкурс «Факел» прогрессивных идей, оригинальных начинаний, перспективной практики образования, развития и социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в современном полифоническом образовательном пространстве (результат: серебряная медаль в номинации «Инклюзивное образование» за конкурсную работу «Модель психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС образования детей с ОВЗ в Мурманской области»)
- Международный конкурс проектов «Образовательная среда для всех. Образовательная среда для каждого». Номинация: «Инновационные технологии взаимодействия с семьей воспитанника (ученика)». Конкурсная работа: Проект «Я близко, я рядом, я здесь» (медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, для обеспечения максимально возможного развития таких детей, их социализации и интеграции в общество). Результат - золотая медаль.
-Всероссийский заочный конкурс «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. (результаты: золотая медаль - за конкурсную работу «Программно-методическое просвещение родителей старших дошкольников с ОВЗ»; серебряная медаль - «Программно-методический комплект по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста с ОВЗ, испытывающих трудности в развитии и социальной адаптации»)
- Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2018. Конкурсная работа - «Программа коррекционно-развивающей направленности психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей, испытывающих трудности в развитии «Играя, развиваемся». Результат - лауреат конкурса, рекомендована общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В учреждении на системной основе ведется проектная деятельность, которая позволяет мобилизовать имеющиеся ресурсы и успешно решать следующие задачи:
- расширение спектра оказываемых услуг и повышение их качества;
- включение в состав целевых групп новых категорий граждан;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, включенных в проектную деятельность;
- расширение сферы социального партнерства;
- создание условий для внедрения новых технологий, форм и методов работы с детьми, родителями (законными представителями);
- привлечение внебюджетных средств.
1. Участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов, проводимом Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Конкурсная работа: проект «Шаги навстречу» (профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, включая профилактику жестокого обращения с детьми). Результат - получен грант Фонда в объеме 1 млн.410 тыс.руб.
2. Проекты, реализуемые ежегодно в рамках сотрудничества с Российским представительством объединения «Спасем детей» (Норвегия):
2.1. «Информационные мероприятия по продвижению прав детей» (проведение информационных мероприятий, направленных на продвижение принципов Конвенции ООН), с 2008г. по настоящее время;
2.2. «Информационные мероприятия по защите детей» (проведение мероприятий, направленных на профилактику насилия над детьми), с 2010г. по настоящее время;
2.3. «Равные права, равные возможности в Мурманской области» (интеграция детей с ОВЗ в общество посредством доступности качественного образования), с 2014г. по настоящее время.
3. Участие в конкурсе на получение грантов из федерального бюджета для реализации услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также кандидатам в замещающие родители в рамках реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование».
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации уставной деятельности в ГОБУ МО ЦППМС-помощи оборудованы:
- кабинеты для индивидуальных консультаций
- кабинеты для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми
- кабинет для проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей
- игровая комната
- сенсорная комната
- комната для ожидания родителей
- зал для проведения областных информационно-методических мероприятий
- рабочие кабинеты для педагогических работников.
Перечисленные помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям, оборудованы необходимой мебелью.
Социальное партнерство.
В ГОБУ МО ЦППМС-помощи сформирована сеть социальных контактов с различными общественными организациями, учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сотрудничество и творческая кооперация является инструментом повышения качества оказываемых услуг за счет вхождения в долгосрочные и временные социальные сети, формой трансляции результатов своей деятельности и средством формирования позитивного имиджа учреждения.
Наши партнеры:
- Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- Учреждения системы образования;
- Учреждения системы здравоохранения;
- Учреждения системы социальной защиты населения;
- Учреждения высшего профессионального образования (ФГБОУ ВО «МАГУ», ГАУДПО МО "Институт развития образования");
- Государственные и негосударственные национальные фонды: (Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения, г. Москва, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, г. Москва, Общественный Благотворительный Фонд «Родительский мост», г. Санкт-Петербург);
- Следственное Управление Следственного Комитета РФ по Мурманской области;
- УМВД России по Мурманской области;
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- УФСИН России по Мурманской области;
- ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области»;
- Негосударственные некоммерческие общественные организации (АНОПДА «Парус Доверия», МРООДИР «Дети-Ангелы Мурмана», общественная организация Мурманский социально-благотворительный клуб родителей и детей-инвалидов «Надежда»);
- СМИ.
Наряду с основной уставной деятельностью по оказанию психолого-педагогической, методической и социальной помощи детям, родителям (законным представителям) ГОБУ МО ЦППМС-помощи в соответствии с приказами Министерства образования и науки Мурманской области выполняет функции ресурсного центра по развитию инклюзивного образования (с 2017г.) и ресурсного центра по развитию ранней помощи в Мурманской области (с 2015г.)
Анализ лучших региональных практик и имеющихся в регионе ресурсов по созданию в образовательных учреждениях специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью через систему взаимодействующих организаций показал, что наиболее эффективной для Мурманской области является модель сетевого взаимодействия.
Ее реализация организуется на основе выполнения ГОБУ МО ЦППМС-помощи функций ресурсного центра, который интегрирует вокруг себя образовательные организации, реализующие инклюзивную практику. В целях максимального удовлетворения потребностей образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие, в ресурсном обеспечении в структуру модели включены государственные областные коррекционные образовательные учреждения, на базе которых созданы учебно-методические (ресурсные) центры для оказания помощи в обучении детей с различными нарушениями (речь, зрение, слух, РАС, тяжелые множественные и интеллектуальные нарушения). Данная модель позволяет сблизить общее и коррекционное образование, максимально использовать ресурсы коррекционных общеобразовательных учреждений для повышения качественного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях общеобразовательных учреждений. В специальном образовании работают высококвалифицированные педагоги, имеющие большой опыт работы с детьми данной категории, их родителями (законными представителями). Учитывая данное обстоятельство, в первый год функционирования модели ГОБУ МО ЦППМС-помощи организовал на базе коррекционных образовательных учреждений семинары-практикумы для руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений, работающих в условиях инклюзии. В ходе семинаров была оказана методическая, консультационная помощь, демонстрация специального и дидактического оборудования. Педагоги имели возможность посетить коррекционно-развивающие занятия, открытые уроки, изучили специальную документацию.
Нормативно-правовое регулирование деятельности ГОБУ МО ЦППМС-помощи как ресурсного центра и образовательных организаций осуществляется посредством заключения договоров о сетевом взаимодействии.
Основные функции Ресурсного центра:
- изучение возможностей образовательных организаций по самостоятельному обеспечению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью и оценка потребностей в обеспечении ресурсами за счет других образовательных организаций в необходимом объеме;
- консолидация интеллектуальных (кадровых), информационных и материальных ресурсов для обеспечения специальных образовательных условий;
- консультационно-методическая, социально-правовая и информационная поддержка руководителей и педагогов общеобразовательных организаций, родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам обеспечения специальных образовательных условий и оказания психолого-педагогической и социальной помощи.
В рамках перечисленной деятельности специалисты Ресурсного центра на системной основе проводят региональные межведомственные научно-практические конференции, семинары-практикумы, круглые столы, выездные консультативные дни, родительские гостиные и др.
Созданы региональные базы данных:
- о детях с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в условиях инклюзии;
- о сети общеобразовательных организаций, реализующих инклюзивное обучение;
- о ресурсном обеспечении инклюзивного образования (кадровое, материально-техническое, учебно-методическое)
Данные региональной базы используются в рамках сетевого взаимодействия учебно-методических центров и общеобразовательных учреждений в организации мобильной адресной помощи по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Создан единый информационный ресурс для поддержки профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, в том числе с ссылками на электронные ресурсы учебно-методических центров Мурманской области и федеральных центров.
Работа по внедрению и апробации в Мурманской области модели ранней помощи началась в 2015 году в соответствии с региональными нормативными актами:
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 14.11.2014 г. № 2152/560/535 «Об утверждении Положения о службе раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 04.02.2015 г. № 142 «Об организации деятельности служб раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Мурманской области»
- Приказ Министерства образования и науки Мурманской области, Министерства здравоохранения Мурманской области, Министерства социального развития Мурманской области от 24.11.2015 г. № 2092/547/589 «О создании системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области»
Межведомственным приказом «О создании системы ранней помощи детям с ОВЗ в Мурманской области» ГОБУ МО ЦППМС-помощи определен ресурсным центром по координации и организационно-методическому сопровождению апробации моделей служб ранней помощи детям на пилотных площадках (четыре площадки). В 2017 г. с целью организации целостной системы информационно-методического, программного обеспечения функционирования региональной системы ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи стал Ресурсным центром по развитию ранней помощи в Мурманской области.
Приоритетные направления деятельности:
- организация межведомственного взаимодействия;
- мониторинг ресурсного обеспечения создаваемых служб ранней помощи;
- разработка индивидуальных карт деятельности служб;
- практическая помощь субъектам образовательной деятельности по аспектам специальной помощи детям от рождения до 3 лет;
- информационно-методическое сопровождение деятельности служб: проведение методических мероприятий, издание информационно-методических материалов;
- взаимодействие со СМИ, информационная кампания о создании и деятельности служб ранней помощи на территории муниципальных образований Мурманской области;
В настоящее время в регионе функционирует 15 служб ранней помощи (далее - СРП) на базе дошкольных образовательных организаций в 13 муниципальных образованиях, что обеспечивает территориальную доступность. Услуги предоставляются в режиме сопровождения ребенка и семьи до их завершения и оказываются на безвозмездной основе.
Специалистами Ресурсного центра проведены следующие мероприятия по развитию сети служб ранней помощи:
- анализ ресурсного обеспечения служб ранней помощи Мурманской области.
- круглые столы для открывающихся служб ранней помощи в муниципальных образованиях по теме «Организационные основы службы ранней помощи: нормативно-правовое, организационно-методическое обеспечение».
- выездные консультативные дни в службы ранней помощи по вопросам оценки ресурсного обеспечения деятельности служб; организации межведомственного взаимодействия с учреждениями; анализа документации и выявления имеющихся проблем; оказания методической помощи по составлению индивидуальных программ ранней помощи и формулировке заключений, исходя из психофизиологических особенностей ребенка; анализа выполнения рекомендаций системы ПМПК в условиях СРП.
- мониторинг качества деятельности служб ранней помощи по следующим показателям: анализ контингента детей в СРП; обеспеченность служб квалифицированными педагогическими работниками; обновление материально-технического обеспечения; совершенствование программно-методического обеспечения психолого-педагогического процесса; результаты реализации индивидуальных программ ранней помощи; участие образовательной организации в мероприятиях различного уровня по развитию ранней помощи
В рамках проведения обучающих мероприятий в службы ранней помощи распространены в печатном варианте и на электронных носителях разработанные специалистами Ресурсного центра информационно-методические материалы:
- Методические рекомендации:
- по организации деятельности Центров ранней помощи в Мурманской области.
- «Коррекционно-развивающие методики для работы с детьми раннего возраста».
- «Разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи».
- «Технология организации театрализованных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
- по организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
- «Психолого-педагогическая и социальная помощь и поддержка семьи, имеющей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида».
- по организации домашнего визитирования в условиях служб ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области «Я БЛИЗКО, Я РЯДОМ, Я ЗДЕСЬ...».
- «Проектирование специальных образовательных условий и индивидуальной программы ранней помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, групп социального и биологического риска».
- «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием стандартизированных методик».
- «Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста».
-Модель комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения и помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в службе ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи.
-Методический комплект «Организация просветительской деятельности с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в рамках клуба для родителей».
-Сборники для родителей: «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ... (способы взаимодействия в семье с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, ребенком-инвалидом); «Поиграй со мною, мама» (сборник занятий для родителей детей раннего возраста).
-Сборник сценариев праздничных мероприятий для детей раннего возраста «Делу - время, потехе - час».
Общее количество распространенных экземпляров информационно-методических материалов - более 2 тысяч.
Разработаны критерии и показатели эффективности деятельности служб. Результаты ежегодного мониторинга применяются для корректировки и дальнейшего повышения качества оказания услуг детям раннего возраста.
С целью обобщения и трансляции практического опыта работы с детьми с особыми образовательными потребностями специалистами Ресурсного центра проведены Дни открытых дверей в службах ранней помощи на базе ДОО. Программа мероприятий включала выставку методических материалов служб и трансляцию эффективных практик психолого-педагогического сопровождения детей и их семей.
Открытость и прозрачность системы ранней помощи для потребителей услуг обеспечивается через участие специалистов Ресурсного центра в цикле радиопередач Радио России - Мурманск "Школа молодых родителей". Издан и распространен Информационный справочник о службах ранней помощи в Мурманской области. На официальном сайте ГОБУ МО ЦППМС-помощи www.cpmss.ru создан раздел «Ресурсный центр по развитию ранней помощи в Мурманской области», который включает:
- нормативно-правовые документы для служб ранней помощи,
- информацию о функционирующих СРП на территории региона,
- результаты мониторинга функционирования служб ранней помощи,
- методические рекомендации для специалистов служб ранней помощи,
- электронную библиотеку для родителей,
- видеоконсультации.
Таким образом, Учреждение обладает необходимыми ресурсами и достаточным опытом работы в рамках организации сетевого взаимодействия по реализации мероприятий различной направленности.